Инклюзивное (франц. inclusif
– включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное
образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с
особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу
инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую
дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но
создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с
особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного
образования:
1. Ценность человека не зависит от
его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен
чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на
общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может
осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и
дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение
прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не
могут;
8. Разнообразие усиливает все
стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования
включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего
образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и
профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс
мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и
разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся,
направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы
специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с
ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. |