Введение курса
ОРКСЭ в 4 классе.
В 2012-13 учебном
году в 4 классе вводится курс "Основы религиозной культуры и светской этики".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84-р
определён порядок работы по введению курса «Основы религиозной культуры и
светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), в соответствии с которым внедрение курса
планируется начать 01 сентября 2012 года.
В
связи с этим
-
приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 внесены
изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) образования,
утверждённый приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089;
-
приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. №74 внесены
изменения в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации
от 09.03.2004 г. №1312.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с внесёнными изменениями курс ОРКСЭ
должен реализовываться как предмет федерального компонента учебного плана в
четвертых классах в количестве 34 часа в год с 2012-2013 учебного года.
Концепция курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и
его методическое сопровождение.
Автор концепции курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
– Данилюк Александр Ярославович, советник директора Федерального
института развития образования (ФИРО), член-корреспондент Российской академии
наук, руководитель методического объединения по преподаванию учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики». Концепция курса обсуждена 21
июля 2009 г. на совещании по вопросам религиозного образования под
председательством Президента РФ Д. А. Медведева с участием патриарха Московского
и всея Руси Кирилла, лидеров традиционных религий России, министра образования и
науки А. А. Фурсенко.
Курс состоит из шести модулей: Основы православной культуры, Основы
иудейской культуры, Основы исламской культуры, Основы буддистской
культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.
Курс рассчитан на 34 урока в 4 классе. Курс вводится с сентября 2012 г. Курс
безотметочный.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
•
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики;
•
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
•
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
•
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во
имя общественного мира и согласия.
Структура комплексного учебного курса ОРКСЭ.
4
класс , 34 часа.
Блок 1. Введение. Моя Родина – Россия. Духовные ценности и нравственные идеалы в
жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного
согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.
Блок 4 – итоговый и обобщающий. Предусматривает подготовку и
презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут
быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов
приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают
возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в
активной, творческой, деятельностной форме.
В
ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность
ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и
культурных традициях России от своих одноклассников.
Принципы построения курса ОРКСЭ.
1. Светский характер курса, диалог не конфессий, а культур и
мировоззрений, диалог человек – семья – общество, в основе
которого лежат ценности этики и культуры: религиозной и светской.
2. Направленность на единение, а не разобщение обучающихся, при
организационном делении курса на 6 модулей. Эту направленность
обеспечивают:
2.1. Общий для всех модулей первый тематический блок (первый урок) «Моя Родина –
Россия»:
Первый урок задаёт общее направление в изучении всего курса и показывает,
что связывает между собой модули по основам религиозных культур и светской
этики. Ключевые слова первого урока, которые затем последовательно
раскрываются в темах последующих уроков всех 6 модулей в виде понятий:
Родина, Отечество, род, семья, планета, мир, человек, жизнь, смысл жизни,
человека, красота, гармония, история, культура, традиции, ценности, духовность,
нравственность, религия, этика.
Первый урок формирует первоначальные представления: о России как
части мира и родине для всех народов нашей страны; о человеке как части
всего человечества, представителе своей страны, народа, рода, семьи
определенной культуры; о значении духовности, нравственности,
морали для жизни и деятельности человека, семьи, общества; о
вечных вопросах человечества – о смысле жизни и о том, как её надо
прожить, – вопросы, на которые во все времена призваны дать ответ религия и
этика – это ядро курса ОРКСЭ, которое объединяет содержание всех 6 модулей
курса; о необходимости сплочения всех людей мира и граждан России
независимо от их религиозных и философских убеждений на основе взаимного
уважения и диалога культур.
2.2.
Общие для всех модулей понятия – важнейшие религиозные и этические
категории: добро и зло, справедливость, свобода и
ответственность, долг и совесть, добродетели,
нравственные качества людей, «золотое правило нравственности», духовные и
нравственные ценности, особенно важные для современного поколения ценности
дружбы, любви, милосердия, благотворительности и т.п.
2.3.
Общие для всех модулей традиции – почитание в религиозной и
светской культуре семьи, родителей, женщины, особенно матери, старших;
семейные традиции; забота о слабых – детях, стариках,
больных людях; бережное отношение к природе, понимание её красоты и
роли в жизни человека и общества; забота о здоровье – своём и других
людей, здоровый образ жизни; знание основных норм светской и религиозной морали
для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья
человека.
2.4.
Отработка базового понятия курса духовные традиции России:
трудовые династии – члены одной семьи, работающие в одной
профессиональной области, в одной организации в общей сложности более 50 лет.
Связанные родственными узами, работники стараются не уронить честь фамилии.
Отсюда – трудолюбие, ответственность, старательность
и добросовестность. Трудовые династии – это история в лицах,
история становления и развития той или иной отрасли хозяйства, в целом — всей
нашей страны (модуль «Основы светской этики»; бескорыстие –
бескорыстная любовь, забота и помощь. Главная икона России – Богоматерь
Владимирская – является иконографическим типом «Умиление», т.е. «Нежность»:
бескорыстная забота о другом. В СССР было широко распространено Тимуровское
движение, а ныне –волонтёрская, или добровольческая, деятельность, которая
осуществляется на основе привлечения людей разных возрастов для оказания помощи
без расчёта на денежное или иное вознаграждение.
Это может быть: помощь различным категориям граждан; благоустройство городов;
помощь животным; посадка деревьев и цветов; восстановление исторических
памятников; сочувствие, сопереживание и помощь нуждающимся, что выражается в
пословице «Чужой беды не бывает».
2.5.
Опора на религиозные и светские праздники как объединяющее начало жизни
человека и общества: семейные праздники; праздники почитания природы;
праздники почитания труда, знаний, воспитывающие
уважительное отношение к трудовой деятельности, учёбе, учителю и др.
2.6. Общие для всех 6 модулей методические приёмы: нетрадиционные
уроки – «погружение» в другую эпоху, заочные (виртуальные) экскурсии, уроки
путешествия и др.; использование литературных сюжетов, работа с
текстом, с видео-и аудиорядом, с иллюстрациями; опора на личный опыт
обучающихся; развитие речи и эмоциональной сферы обучающихся;
«перекрестные» вопросы и задания – «Узнайте у ваших одноклассников,
изучающих (другой модуль), …», «Спросите у ваших одноклассников, изучающих
(другой модуль), …», «Расскажите своим товарищам, как….» и т.п. Ответы на такие
вопросы позволяют обучающимся обмениваться информацией, знать, что
изучают в других модулях их одноклассники, помнить о том, что курс общий
и что они на протяжении его изучения не должны забывать о том, что они –
одноклассники, учатся в одной школе, живут в одном городе, регионе, стране
и т.д
2.7.
Общие для всех 6 модулей нравственные идеалы, воплощённые в образах наших
соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества,
социально значимого поведения. Их жизнь является образцом служения идеалам
добра, гуманизма, Родине. Нравственный героический ряд –
педагогически организованная система примеров коллективного и индивидуального
нравственного, духовного подвига во имя религиозных, общественных, семейных,
патриотических идеалов – составляет основное содержание курса ОРКСЭ.
Через него раскрываются для младших подростков те основополагающие духовные,
моральные ценности, на которых основаны традиционные религии и светская этика
2.8.
Жизненная, а не "книжная" направленность изучения религии и светской
этики: практико-ориентированный отбор содержания учебного материала;
формирование социокультурной идентичности обучающихся (Я –
россиянин, христианин, православный, мусульманин и т.д.); приобретение
требуемых социальных навыков не путем заучивания "сухих" правил и норм жизни в
обществе, а в результате их практической реализации.
2.9. Создание и эмоционально-ценностное проживание проблемных ситуаций:
нравственного выбора с опорой на значимые для учащихся жизненные примеры;
доверительного диалога между учащимися и педагогом; сотрудничества и
взаимной поддержки в понимании самых важных и трудных вопросов о смысле
человеческой жизни, её духовных основах.
3.
Национально-региональный компонент курса ОРКСЭ. Его основная педагогическая
задача – сформировать у учащихся представление о том, во имя каких
идеалов и на основе каких ценностей должен жить человек. Это совершается
посредством: раскрытия базовых национальных ценностей (патриотизм,
социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество,
наука, традиционные российские религии, искусство и литература) на
примере жизнеописаний святых (Василий Мангазейский, Иоанн Тобольский,
Иоанн Максимович) и других подвижников, чья жизнь – воплощение
нравственной стойкости, самоотверженности, любви к людям, обществу, народу. Это
могут быть Ермак, декабристы, герои Великой Отечественной войны, участники
освоения Тюменской газовой и нефтяной целины и др.; персонификации
нравственных идеалов и моральных ценностей в судьбах своих земляков и народов
Тюменской области; изучения важнейших событий жизни своей школы,
села, города, района, области с позиций духовности,
нравственного подвига, моральной крепости.
4.
Культурологический подход к изучению религии и светской этики.
4.1. Формирование у обучающихся первоначальных представлений о культурно-
исторических основах религии и светской этики: опора на родной язык и
окружающую традиционно-бытовую культуру – обычаи, нормы обихода и
поведения, словесные формулы приветствия, прощания, обращения, раскрывающие
связь времён, религии и светской этики. Например, привычное «спасибо»
возникло как самая краткая молитва за человека: сокращенное «Спаси тебя Бог», а
«крестьянин» – это «христианин»: удивительное слово, возникшее на Руси в 14
веке, такое самоназвание земледельца по духовному признаку существует только в
русском языке. Это ли не показатель высокой духовной культуры русского народа?!
Выражения «левые доходы», «ходить налево», «встать с левой ноги» и т.п. связаны
с культурой православия, для которой правая сторона священна, а левая – «от
лукавого» и т.д. Язык – наш лучший учитель, наше бесценное сокровище;
выяснение связи культуры с религиозными и этическими учениями. Именно
религия и этика ярче всего выражают стремление человека к самосовершенствованию,
к духовному и эстетическому осмыслению окружающего мира, служат ориентирами в
духовных поисках и в творчестве человечества. Вот, например,
«простенький» вопрос: Почему без имени безымянный палец?
Культура позволяет вести доброжелательный и конструктивный диалог всех
участников образовательного процесса, представляющих различные
мировоззрения, что способствует формированию у обучающихся целостной картины
мира. Содержание культуры чрезвычайно ёмкое. Это слово предельной смысловой
насыщенности. Таких слов во всех языках народов мира лишь два (природа и
культура) или три. Такое широкое смысловое поле не допускает конфронтации, ибо
культура всегда объединяет людей.
4.2. Формирование у школьников поликультурной компетентности –интегративного
качества личности, включающего: систему поликультурных знаний, интересов,
потребностей, мотивов, ценностей; социальные нормы и правила поведения,
необходимые для повседневной жизни и деятельности в современном обществе;
способность выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных
культур, национальностей, верований.
5.
Деятельностный подход к изучению религии и светской этики, ориентированный на
познавательную активность учащихся. Это обеспечивается: Заданиями трёх
уровней сложности – воспроизводящий уровень, преобразующий уровень и
творческо-поисковый уровень; Обязательной проектной деятельностью учащихся;
Игровыми технологиями.
6.
Межпредметные связи: На уроках русского языка – эссе на тему «Моя Родина»,
«Моя семья» и т.д.; На уроках труда – подарки родителям, родственникам и школе;
обрядовая кулинария и пр.; На уроках литературы – дискуссии о нравственной
проблематике литературных произведений; На уроках ИЗО – рисунки и фотогазета
«Традиции моей семьи» и т.п. |